Морозозащитный слой

Между грунтом, чувствительным к морозу, и бетонным покрытием создается слой из морозостойкого материала, в качестве которого применяют гравелистый песок или гравий, не содержащий примесей глины, или же щебень твердых каменных пород, а также доменные шлаки. Если доля мелкого песка в этом материале составляет меньше 12°о, то при связных очень мелкозернистых грунтах между нижележащим грунтом и морозозащитным слоем устраивают промежуточную фильтрующую прослойку толщиной 5-10 см из мелкого песка, чтобы предотвратить проникновение влажного грунта из нижних слоев в морозозащитный слой при наступлении морозов. Верхняя часть морозозащитного слоя толщиной 20 см по своему гранулометрическому составу и форме зерен должна удовлетворять приведенным выше требованиям, предъявляемым к основанию бетонного покрытия. Ввиду того что устройство морозостойкого слоя толщиной, равной полной глубине промерзания, связано с высокими расходами, толщину его принимают в соответствии. Это означает, что грунт промерзает ниже морозостойкого слоя, но распределения давления последним достаточно, чтобы предотвратить деформации грунта в период морозов. Необходимым условием этого является надежное осушение морозостойкого слоя, что достигается приданием поверхности земляного полотна под морозостойким слоем уклона 40%о в обе стороны от оси дороги, а также обеспечением водоотвода в выемках.

Морозозащитный слой на насыпи устраивают на всю ее ширину, а в низких местах утолщают до 60 см и дополнительно осушают поперечным дренажем. При оценке необходимых морозозащитных мероприятий следует учитывать, что участки выемок, в особенности плоские выемки, а также нулевые места, где дорожное покрытие находится на уровне поверхности земли, наиболее подвержены промерзанию.