Посадка на конус

Первые два вида являются ненапряженными соединениями и служат для передачи только крутящего момента (от вала к ступице или наоборот). При использовании клиновых шпонок создается напряженное неподвижное соединение, которое в состоянии передать не только крутящий момент, но и осевое усилие. Недостатком клиновых шпонок является возможность смещения оси ступицы в отношении оси вала на величину посадочного зазора, что может создать перекос у деталей с короткими ступицами.

При сборке и разборке такого соединения необходимы значительные усилия — в большинстве случаев удары ручным молотком. В силу этих причин клиновые шпоночные соединения вышли из употребления в массовом и крупносерийном производстве, область их применения — единичное производство в тяжелом машиностроении.

В машиностроении имеют применение следующие методы сборки машин и их узлов: 1) метод полной взаимозаменяемости; 2) метод неполной взаимозаменяемости; 3) метод индивидуальной пригонки.

Метод полной взаимозаменяемости.

Взаимозаменяемостью называют свойство деталей занимать свои места в узлах и изделиях без предварительной подгонки по месту и их подбора, с соблюдением при этом технических условий к работе соединения или всего узла в целом. Взаимозаменяемые детали должны быть изготовлены так, чтобы они при сборке подходили одна к другой без слесарной обработки (пригонки, подбора, регулировки и т. п.).