Принципы взаиморасположения помещений общеобразовательной школы

Таким образом, три основные схемы плана: прямоугольная, Г-образная и П-образная достаточно полно отвечают различным градостроительным требованиям застройки. С точки зрения градостроительных и экономических качеств П-образная форма имеет преимущество перед другими. Школьные здания такой формы могут быть использованы для фронтальной, угловой и свободной (открытой) застройки, тогда как здания Г-образной формы для свободной застройки могут быть приняты не во всех случаях, а здания прямоугольной вытянутой формы нельзя использовать для угловой. С другой стороны, правильный режим инсоляции классных комнат обычно присущ зданиям прямоугольной вытянутой формы с односторонним расположением классов, в чем их явное преимущество перед зданиями угловой формы с двусторонним смежным расположением классных комнат и П-образной формы с трехсторонней ориентацией классов. Наиболее полно отвечают градостроительным и гигиеническим требованиям, предъявляемым к конфигурации плана, П-образная и угловая формы зданий с двусторонним смежным расположением классов.

Для предстоящего строительства школ серию типовых проектов следует дополнить проектами с различными конфигурациями зданий, которые более полно, чем существующие, отвечали бы конкретным градостроительным техническим и санитарно-гигиеническим требованиям. Из этих соображений следовало бы разработать угловые асимметричные решения планов школьных зданий с пониженной этажностью, рассчитанных на меридиональное расположение. Группировка классных комнат по возрастному составу учащихся, с размещением младших классов в нижних этажах, взаимосвязь классных комнат средней и старшей возрастных групп учащихся с лабораторными и вспомогательными помещениями, поэтажное размещение уборных с учетом совместного обучения и ряд других требований, предопределявших в индивидуальном проектировании структуру школьного здания, в равной степени находили место и в типовом проектировании.