Ориентация школьных помещений

В проектах получили дальнейшее развитие и вопросы планировочного порядка, вытекающие из новых положений учебно-воспитательного процесса. Так, физкультурный зал стал неотъемлемой частью школьного здания. Он проектировался с расчетом периодического использования и для общественных мероприятий. Из этих соображений зал размещался только в первом этаже, что позволяло эксплуатировать его независимо от хода учебного процесса. При использовании его как клубного помещения вестибюлю придавалась роль фойе. Следует, однако, отметить, что существовавшими в то время нормами проектирования школ устройство физкультурного зала еще не было предусмотрено и проектные организации проектировали его в пределах заданного объема здания. В связи с этим залы для физкультуры, как правило, не имели подсобных помещений (снарядной, раздевалки, душа и т. д.). В новых проектах больше внимания уделялось и рекреации. Перед проектировщиками была поставлена задача — в пределах конструктивного пролета дать максимальную ширину коридора (не менее 2,5 м), являющегося одновременно элементом связи и рекреацией, и таким образом отказаться от проектирования специального помещения. Осуществляя это требование, проектные организации слишком развили коридор, который составлял около 30% площади всего здания. Однако в проектах все еще отсутствовали помещения для развития трудовых навыков.

В предыдущих проектах отсутствовал единый подход к ориентации школьных помещений. После проведения соответствующих исследований Институтом охраны здоровья детей и подростков Наркомздрава СССР было установлено, что в отношении светотехники лучшим архитектурным решением является прямоугольный корпус здания школы с продольной осью в направлении восток — запад и фасадами, ориентированными на юг и север. Это послужило основанием для полного отказа от сложной конфигурации школьных зданий в плане, имевшей место в прежних проектах. Для правильного определения ориентации была составлена карта светового климата всей территории страны, позволившая сделать рекомендации по ориентации отдельных помещений школ.